В Статьи

Принято считать, что детективная деятельность по своей сути наиболее приближена к деятельности правоохранительных органов. В плане используемых методов сбора информации это, безусловно, так, однако, сбором информации ни работа правоохранительных органов, ни работа частного детектива не ограничивается. Самое главное и существенное отличие детектива от полицейского состоит в том, что конечным итогом работы последнего может считаться только представший перед судом преступник, возвращенное законному владельцу имущество, изъятые предметы, запрещенные к свободному обороту (наркотики, оружие и т.п.), то есть результаты активного вмешательства, непосредственно влияющего на окружающую обстановку. Детектив же, в своей активной деятельности, существенно ограничен законом: он не может сам лично оформлять задержания, не может даже определять степень необходимости такого задержания, не может проводить обыски и изымать какие-либо предметы.  Даже если детектив достоверно знает, что похищенное имущество или лицо, совершившее преступление, находится в конкретном месте, у него есть только два варианта действия:  первый, как бы забавно это не выглядело – договориться на месте о добровольной выдаче искомых предметов (или явки с повинной в случае с преступником), второй, гораздо менее фантастичный – сообщить имеющуюся информацию в правоохранительные органы и рассчитывать на расторопность и профессионализм их представителей.

Следуя этой логике, которая диктуется нам не чем-нибудь, а законом, мы пришли к выводу о том, что именно информация должна и может являться конечным продуктом деятельности частного детектива. Ведет ли детектив частное расследование, осуществляет розыск имущества или человека, проводит мероприятия по коммерческой разведке или контрразведке – во всех этих случаях заказчик получает определенный объем информации об интересующем его вопросе. И только в редких случаях детектив имеет возможность помочь заказчику непосредственно своими действиями. Имеется в виду в первую очередь планирование и осуществление различных оперативных комбинаций, которые могут иметь конечной целью, например, изобличение недобросовестного сотрудника, или передачу конкуренту дезинформации по выявленному каналу утечки. Активное вмешательство детектива возможно также при организации мероприятий по выводу объекта из-под чьего-либо наблюдения, если такое наблюдение было выявлено. Впрочем, подобные мероприятия в практике частного детектива действительно встречаются редко.

Что же такое информация, применительно к частной детективной деятельности?

Для детектива понятие «информация» включает в себя не только сведения, непосредственно интересующие заказчика, но также и любые сведения, прямо или косвенно относящиеся к исследуемому вопросу. Практика показывает, что в своей работе детективу чаще всего приходится иметь дело именно с источниками косвенной информации, но глубокий, всесторонний и объективный анализ сведений, полученных из такого источника, как правило, дает необходимые заказчику результаты.

 Информация как товар должна соответствовать определенным критериям, которые всегда учитываются при ее подаче. Среди этих критериев мы выделяем следующие, на наш взгляд самые важные.

 Достоверность информации, то есть соответствие предоставляемой информации реальной действительности, грубо говоря, ее правдивость. Иногда у детектива появляется соблазн сделать заказчику «приятное» и он начинает в своих отчетах намеренно или ненамеренно искажать полученную им информацию, предоставляя ее таким образом, чтобы она полностью укладывалась в понимание сложившейся ситуации, уже возникшее у заказчика. На наш взгляд, такой подход к подаче информации недопустим, поскольку информация в этом случае, безусловно, теряет свою достоверность.

Следующим критерием оценки информации является ее полнота, то есть достаточность собранных данных для получения однозначных выводов о сложившейся ситуации. Полнота информации достигается только тогда, когда благодаря собранным данным  все варианты или версии, касающиеся исследуемого события, кроме одной отброшены, как противоречащие объективным обстоятельствам и, таким образом оставшаяся версия может считаться истинной.  Оценка полноты информации, на наш взгляд – наиболее сложное аналитическое действие.

Актуальность информации. Информация имеет особенность устаревать. Некоторые данные устаревают быстро, почти мгновенно, некоторые сохраняют свою актуальность годами и даже десятилетиями. Например, информация о том, что 29 мая во второй половине дня генеральный директор условного ООО «Альфа» принял решение расторгнуть договор поставки с условным ООО «Бета» может быть актуальной только до 30 мая, когда после дополнительных консультаций с юристами, директор решил все-таки договор не расторгать, а дождаться срока его окончания.

 Своевременность информации. Некоторая информация имеет ценность только до определенного момента, после наступления которого ценность ее теряется и она становится практически бесполезной. Она может оставаться и достоверной, и полной, и актуальной, но вследствие своей несвоевременности не иметь для своего обладателя какой-либо ценности. Например, информация о том, что условное ООО «Премьер» является недобросовестным контрагентом, имеет ценность только до того момента как в адрес этого ООО был отгружен товар или перечислены денежные средства.

Все эти критерии, определяющие ценность информации, безусловно, всегда учитываются нами при ее сборе, анализе и подаче.

 Обычно в отчете о проделанной работе мы представляем заказчику в числе прочего и собственные выводы по сложившейся ситуации. Однако, несмотря на это, часть выводов заказчику все равно придется делать самостоятельно, поскольку степень его информированности об исследуемом вопросе будет всегда выше, чем наша.  Для получения правильных выводов необходимо строго следовать логике, абстрагироваться от собственных предубеждений. Также следует помнить, что любое изменение в окружающей нас реальности имеет свои побудительные причины. Даже легкий ветерок дует не сам по себе, а вследствие неких физических процессов, определяющих его силу, направление, продолжительность и другие параметры и от того, что эти процессы нам могут быть непонятны, нельзя отрицать само их существование. Сознательные же действия людей еще и являются следствием моральных побуждений, то есть мотивов, которые, с одной стороны, придают этим действиям разнообразие, а с другой стороны, при определенной наблюдательности, позволяют легче разобраться в любой ситуации.

 Например, нам приходилось заниматься розыском женщины с двумя детьми – восьми лет и шести месяцев. У нас имелись основания полагать, что она может скрываться. И хотя скрывалась она не от нашего заказчика, но, тем не менее, ее родные наотрез отказались сообщать нам сведения о месте ее нахождения. Нам удалось получить информацию о наличии у нее дачи в одном из садоводств Ленинградской области, с капитальным зимним домом со всеми удобствами, но точного расположения дома мы не знали. Проанализировав расположение этого садоводства, мы отвергли возможность постоянного проживания объекта на его территории на том основании, что у женщины отсутствовал автомобиль, а до ближайших школы и медпункта можно добраться только на электропоезде, пройдя до станции около трех километров пешком. В результате мы не тратили ресурсы на отработку этого варианта и имели возможность сосредоточить усилия на другом направлении розыска, которое, в итоге оказалось правильным.

 Еще один пример как можно сделать правильный вывод из косвенных данных. В ходе выполнения заказа фирмы «А» по коммерческой разведке в отношении фирмы «Б» нам удалось достоверно установить, что фирма «Б» за последние три месяца на 20% увеличила объемы закупок товара, которым также торгует фирма «А». Информация о планируемом расширении представительств фирмы «Б» в регионах отсутствовала, соответственно мы сделали вывод о том, что она планирует расширить свой рынок в Санкт-Петербурге. Мы своевременно довели эту информацию до сведения нашего заказчика и он, на основании наших выводов, заранее предпринял определенные шаги для сохранения своих позиций на рынке. В результате фирма «А» сумела не только удержать своих клиентов, но и несколько расширить свой рынок за счет тех конкурентов, которые не были готовы к атаке.

 Хочется коснуться еще одного важного вопроса – вопроса о том, как заказчик может пользоваться полученной от детектива информацией, выражаясь нашим языком, как он может ее реализовать.

 Способов реализации информации существует не меньше, чем способов ее сбора, выбор этих способов зависит от личности заказчика, его целей и сопутствующих обстоятельств. В зависимости от темперамента, особенностей мышления, степени ответственности перед собой и окружающими, люди могут принимать совершенно различные решения.

 Мы не будем говорить о таких простых способах реализации информации как отказ от договорных отношений с выявленным недобросовестным контрагентом или отказе в приеме на работу ненадежного сотрудника – здесь все просто. Также просто реализуется информация о совершенных преступлениях или преступниках – достаточно непосредственно или опосредовано довести эту информацию до правоохранительных органов.

 Самый простой и очевидный способ реализовать информацию – довести ее до объекта разработки с целью оказания на него давления и получения от него каких-либо уступок или обещания скорректировать линию поведения. К сожалению, несмотря на всю очевидную простоту такого способа реализации полученной информации, а может быть и благодаря этой самой простоте, такой способ редко приводит к положительным результатам, хотя в нашей практике были и такие случаи. Чаще же всего, если в результате давления и удается достигнуть какого-либо результата, то он носит исключительно временный характер, а психологический контакт с объектом, если он был, разрушается до степени невосстановимого.

 Более сложный способ реализации информации – скорректировать собственную линию поведения с учетом полученных сведений и собственных возможностей, тем самым провоцируя или подталкивая объект к определенным, выгодным для вас действиям. При этом важно оставлять объект в неведении о своей осведомленности о его делах.  Этот способ реализации информации требует определенных умственных затрат, связанных с прогнозированием поведения объекта в той или иной ситуации, однако ничего особо сложного, как кажется на первый взгляд, в этом нет. Трудно бывает сесть и заставить себя думать о поставленной задаче, не отвлекаясь на посторонние предметы, но если это удалось, то хорошее решение обязательно придет. Безусловным преимуществом такого способа является то, что объект воздействия самостоятельно принимает решения, выгодные для вас, но при этом не воспринимает вас как своего противника или недоброжелателя.

Рекомендуемые сообщения

Добавить комментарий

Здесь Вы можете связаться с нами

Отправьте нам сообщение и мы ответим на него как можно скорее.

Не читается? Измените текст. captcha txt